отрывок из одной книги.
hao-S
| суббота, 05 февраля 2011
...С самого детства ваша страсть калечилась и подавлялась. Каждый раз, когда вы становились страстными, кто-нибудь - ваша мать, ваш отец, ваш учитель, полиция - тотчас же начинал относиться к вам с подозрением. Ваша страсть укрощалась и подавлялась: "Не делай этого!" Вы сразу же сжимались внутри. И постепенно вы усвоили, что, для того чтобы выжить, лучше слушать окружающих вас людей. Так безопаснее.
Что же делать? Что должен делать ребенок, когда он чувствует страсть, когда он чувствует себя полным энергии и хочет прыгать, бегать, танцевать, а его отец читает газету? Это ерунда, но он читает газету, и он очень важный человек, он хозяин дома. Что делать? Проявления ребенка прекрасны - это Бог в нем танцует, - но отец читает газету, поэтому в доме должна быть тишина. Ребенку нельзя танцевать, бегать, кричать.
Он подавляет свою энергию, старается быть холодным, собранным, сдержанным. Сдержанность становится величайшей ценностью, она почти бесценна.
Но сдержанный человек - это мертвый человек. Сдержанный не обязательно является дисциплинированным человеком, дисциплина - это нечто совершенно другое. Дисциплина исходит из осознанности, сдержанность - из страха. Окружающие вас люди сильнее, они могут наказать вас, они могут уничтожать вас. Они обладают властью, дающей им право контролировать, подавлять и угнетать вас. И ребенок вынужден становится дипломатичным. Когда накапливается сексуальная энергия, у ребенка возникает трудности. Общество - против её естественного проявления; общество говорит, что её необходимо направить в другое русло, её необходимо пресечь, а она течет по всему организму.
Что мы делаем в школах? Школы, на самом деле, являются не столько инструментом передачи знаний, сколько инструментом контроля. Ребенок проводит там по шесть-семь часов. Это необходимо для того, чтобы усмирить его танец, его песню, его радость; это требуется для того, чтобы контролировать его. Будучи запертой по шесть-семь часов ежедневно в почти тюремной атмосфере, энергия ребенка угасает. Он становится подавленным, будто замороженным. Энергия больше не течет, не бьет ключом, жизнь ребенка сводится к минимуму - и это мы называем сдержанностью. Он никогда не живет полной жизнью.
В результате исследований психологи обнаружили, что одним из главных факторов человеческих несчастья является то, что обычные люди живут только на десять процентов. Они живут на десять процентов, они дышат на десять процентов, они любят на десять процентов, они наслаждаются на десять процентов - остальные девяносто процентов их жизни им не разрешаются. Это же пустая трата жизни! Человек должен жить на сто процентов, только тогда возможно цветение.
читать дальшеИтак, медитация - это не контроль и не подавление. Если вы каким-то образом позволили ввести себя в заблуждение и начали подавлять себя, то вы станете очень сдержанными - но также и холодными. Вы будете становиться всё более и более безразличными и бесстрастными. Став же безразличными, черствыми и нелюбящими, вы практически совершите самоубийство. Вы будете жить по минимуму. Вы будете едва живыми. Вы будете не гореть, а всего лишь тлеть, ваше пламя будет совсем тусклым. Будет много дыма, но мало огня.
Такое случается с людьми, идущими по пути медитации - с католиками, с буддистами, с джайнами, - они становятся холодными, потому что сдерживать себя легко. Осознавать же - трудно. Сдержанности добиться легко, нужно лишь выработать в себе определенные привычки. Вы вырабатываете привычки, они овладевают вами, и вам ни о чем не надо беспокоиться. Привычки продолжают вами управлять, вы становитесь механичными и живете как роботы. Возможно, вы будете выглядеть как Будда, но вы им не станете. Вы будете просто мертвыми каменными истуканами.
Если в вас не возникло сострадание, то появится апатия. Апатия означает отсутствие страсти, сострадание же - это трансформация страсти. Посмотрите на католических монахов, на джайнских монахов, на буддийских монахов, и вы увидите апатичные лица - унылые, тупые, тусклые, замкнутые, испуганные и постоянно обеспокоенные.
Сдержанные люди очень нервны, потому что в них глубоко внутри до сих пор клокочут страсти. Если вы не сдерживаете себя, если вы полны жизни и энергии, вы не нервничаете. На это нет причин - происходит то, что происходит. Вы ничего не ждете от будущего, вы ничего не добиваетесь. Так зачем же нервничать? Если вы пойдете к католическим, джайнским и буддийским монахам, вы увидите, что они очень нервные - возможно, они не очень нервные в своих монастырях, но если вы их выведите в мир, вы увидите, как они будут нервничать, потому что на каждом шагу им придется сталкиваться с искушением.
Человек медитации достигает такого состояния, что искушения для него больше не существует. Постарайтесь это понять. Искушение возникает не на пустом месте; его вызывают подавленные желания, подавленная энергия, подавленный гнев, подавленный секс и подавленная жадность. Искушение возникает в вас самих, оно не имеет никакого отношения к внешней реальности. Не дьявол приходит и искушает вас, а ваш собственный подавленный ум превращается в дьявола и жаждет отмщения. Чтобы держать под контролем этот ум, вам приходится быть настолько холодными и зажатыми, что в ваши конечности, в ваше тело не поступает ни капли энергии. Если позволить энергии течь, все подавленные страсти выйдут наружу.
Вот почему люди научились быть холодными, научились касаться людей, не касаясь, и смотреть на них, не видя. Люди живут с клише: "Здравствуйте! Как поживаете?" Эти слова ничего не значат, они используются лишь для того, чтобы избежать настоящей встречи. Люди не смотрят друг другу в глаза, не держатся за руки, не пытаются почувствовать энергию друг друга. Они не позволяют друг другу свободно самовыражаться. Они живут в страхе - холодные, мертвые, словно закутанные в смирительные рубашки. ..(с)